42 "демократа" или 2 письма

5 октября 1993 года, сразу после расстрела Российского парламента, в газете «Известия» было опубликовано открытое письмо деятелей культуры под названием «Писатели требуют от правительства решительных действий». В историю оно вошло как «Письмо 42-х».
В лучшей стилистике времён большого террора 30-х годов, видные деятели культуры навесили ярлыки «фашистов» всем, кто оказался в этой гражданской войне на стороне Верховного совета и потребовали от власти жестких репрессий, цензуры и ликвидации деятельности выборных органов государственной власти. Они потребовали внесудебного закрытия печатных органов оппозиционных президенту, приостановки деятельности выборных органов, не согласных с узурпацией власти президентом, признания нелегитимными «не только съезд народных депутатов, Верховный совет, но и все образованные ими органы (в том числе и Конституционный суд)».
Заканчивалось письмо откровенным признанием: «История ещё раз предоставила нам шанс сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности. Не упустим же такой шанс ещё раз, как это было уже не однажды!».
Победивший в бойне 3-4 октября президент Ельцин не заставил себя долго ждать и без всяких судов запретил деятельность оппозиционных ему изданий и политических партий. Для установления полного контроля и легитимации власти оставалось только принять новую Конституцию и провести выборы в Думу. Ярые «демократы» своего шанса не упустили, указав тем самым путь развития России на годы вперёд.
Не все были столь пьяны победой, как увековечившее себя в письме 42-х деятели культуры.
16 октября 1993 года, в газете "Правда"(!) было опубликовано иное письмо, как ответ на письмо 42-х. Письмо было подписано другими правозащитниками и диссидентами, по другому понимающими демократию, свободу и выпавший народу шанс. Подписали его Андрей Синявский, (тот самый, что по делу Даниэля-Синявского был осуждён на 7 лет лагерей, по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации), и известные правозащитники Владимир Максимов и Пётр Абовин-Егидес. Они в своём открытом письме писали: "Сегодня в стране случилось страшное: танки, пушки, стрельба, жертвы, победители и побежденные. Газеты полны благородной ярости. Фашизм не пройдет! Фашисты - это, естественно, побежденные. А победитель - наш любимый вождь и Президент. Ура. Почти единодушно российская интеллектуальная элита поддержала Ельцина, и никто не сказал: "Господин Президент! Почему Вы стреляли в свой народ? Верховный Совет плохой? Так это Ваш Верховный Совет, это парламент Вашего народа, и другого народа у Вас не будет... Что вам дороже - человеческие жизни или коммунистические принципы? Ибо патологическая боязнь неугодного слова - это и есть сталинизм. Неужели вы все - коммунисты, ибо кто, кроме них, готов был заткнуть рот оппоненту любой целой: умрем, но не уступим, а заодно еще не одну сотню народу положим...
Мы не защищаем Верховный Совет. Иногда он бывал ужасен. Но это был пока что первый, понимаете - первый парламент России, избранный на альтернативной основе» И в конце письма не восторг 42-х, а звучащие как приговор фразы: «Поэтому не перевыборы. Только отставка. Монастырь. Грехи замаливать."
Вот такие 2 письма в переломный момент истории, написанные людьми, именовавшимися деятелями культуры, демократами и народными правозащитниками. Людей с пересекающимися судьбами, но с разной нравственной чистотой.
Историю надо знать и помнить.
____
А вот имена тех 42-х:
Алесь Адамович
Анатолий Ананьев
Артём Анфиногенов*
Виктор Астафьев*
Белла Ахмадулина*
Григорий Бакланов
Зорий Балаян
Татьяна Бек
Александр Борщаговский
Василь Быков
Борис Васильев
Александр Гельман
Даниил Гранин
Юрий Давыдов*
Даниил Данин
Андрей Дементьев*
Михаил Дудин*
Александр Иванов
Эдмунд Иодковский
Римма Казакова
Сергей Каледин
Юрий Карякин
Яков Костюковский
Татьяна Кузовлева
Александр Кушнер
Юрий Левитанский
Дмитрий Лихачёв
Юрий Нагибин
Андрей Нуйкин
Булат Окуджава*
Валентин Оскоцкий
Григорий Поженян
Анатолий Приставкин
Лев Разгон
Александр Рекемчук
Роберт Рождественский*
Владимир Савельев
Василий Селюнин
Юрий Черниченко
Андрей Чернов
Мариэтта Чудакова
Михаил Чулаки
---
* 30 сентября 2012 года в интервью на радио «Эхо Москвы» А. Дементьев отрицал своё подписание «письма сорока двух», а также его подписание Б. Ахмадулиной и Б. Окуджавой. По другим данным, Окуджава подтвердил подлинность своей подписи и в дальнейшем сожалел о ней, сказав «бес попутал». Под сомнение ставит ряд подписей под письмом и поэтесса Н. Кондакова, ссылаясь на свой разговор с одним из инициаторов письма А. Афиногеновым.
В 2013 году бывший главный редактор литературного журнала «Аврора" Э. Шевелёв заявил, что подпись поэта М. Дудина под письмом была подделана. Шевелёв сказал, что тяжелобольной и скончавшийся в тот год Михаил Дудин в разговоре с ним называл подписавших «мерзавцами», а появление своей подписи — «сволочной провокацией». Будучи лично знакомыми с Р. Рождественским, Шевелёв и Бушин ставят под сомнение подлинность его подписи.
По утверждению Ю. Кублановского, В. Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса.