advocat77rus (advocat77rus) wrote,
advocat77rus
advocat77rus

Страсти по «Левиафану». Смотрел ли Достоевский этот фильм?

Левиафан_кадр

Не успев выйти на большие экраны, фильм А. Звягинцева успел стать едва ли не главным предметом обсуждения на культурной ниве. Горячие, до ругани, споры возникли не по поводу художественных достоинств фильма, а по поводу глубинного смысла произведения, сверхзадачи, которую пытался достичь автор. Способный к объективному анализу зритель, в большинстве своём согласится, что с точки зрения художественных достоинств, фильм ничем не выделяется от десятков подобных и не начни его награждать все и за всё, он так и прошел бы, не обратив на себя особого внимания. И министр культуры не выглядел бы в очередной раз так глупо. Но фильм заметили. Наградили. Потом ещё. И хочешь, не хочешь стали задумываться, а за что? Правда там или клевета? Болью пропитано произведение или злопыхательством?
Действительно, рассматриваешь эпизоды, вроде как правда. Да, так есть. И так бывает. И о таком слышать приходилось. Но что-то не складывается в полноценный рисунок. Может, не хватает некоторых кадров. Где-то около половины, чтобы получилась правда.
Желание же пнуть патриарха, заметно невооруженным глазом, но получилось это совсем слабо. Халтурно и тенденциозно.
А при чем здесь Достоевский? Да такое ощущение, что он смотрел этот фильм ещё в 1872 году. Ну, сами посудите: «Существуют искони некоторые приемы обличения, крайне парадоксальные, но чрезвычайно метко достигающие цели. Например: «это люди святые, стало быть, и должны жить свято, но так как мы видим обратное, то»... вывод ясен. И это чрезвычайно действует. В подтверждение выставляется целый ряд неотразимых фактов, которые всем были известны, но не производили известного действия, пока их не сгруппировали в целую систему с известною целью. Отсюда выходят иногда преудивительные выводы.
В сущности, в этой группировке фактов всегда заключается только половина правды, а лишь половина всей правды, по-нашему, хуже лжи. Прямую ложь еще можно опровергнуть, но как опровергнуть целую систему фактов, если они справедливы? Мы знаем, что еще при святом Феодосии, при самом основании Киево-Печерской лавры, уже находились некоторые точно такие же плотоугодники и малодушные в числе собравшейся братьи. Мы знаем, что грех, эгоизм и даже злодеяние являлись тотчас же даже в самых первых христианских обществах, еще при самом основании христианства. Указывая на это, мы вовсе не предлагаем склониться перед историческим фактом или, вернее, законом и успокоиться; это было бы омерзительно. Но если грех и мерзость были еще при святом Феодосии и в первые времена христианства, то были зато и сам св. Феодосии, и мученики за Христа, и основатели христианства, и основатели всего современного христианского общества. А ведь в этом и всё».
Воистину, «что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под солнцем».дост
Tags: Достоевский, звягинцев, левиафан, патриарх
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments